МИИТ

Студент - не сундук, который требуется набить знаниями, студент - это факел, который необходимо зажечь!

понедельник, 4 февраля 2019 г.

Почему пиратство хуже, чем электронные библиотеки: как объяснять кибер-этику студентам

В последнее время проблема 
авторских прав стала 
одной из ключевых тем развития 
книжного рынка в целом и 
учебного книгоиздания в частности. 
Однако наши читатели – студенты – 
как правило, ничего не знают 
про интеллектуальную собственность и 
стремятся находить и получать 
информацию максимально простым и быстрым способом.

Размер проблемы демонстрируют многочисленные социологические опросы. 
Так, «на вопрос «Скачиваете ли Вы сами пиратскую (бесплатную) продукцию в Интернете?» 
признались в скачивании «время от времени» 42% опрошенных. Постоянно скачивают 
пиратскую продукцию 39% респондентов. 13% респондентов признались, что они скачивают 
заведомо пиратскую продукцию из сети Интернет только тогда, когда нет легальной 
возможности достать что-то. И лишь 3,7% респондентов заявили о том, что никогда не 
скачивали пиратской продукции из сети Интернет» (Д. С. Мартьянов, 2013). «53% читателей, 
принявших участие в опросе по этой теме, признались, что скачивают пиратский контент из 
Интернета и вообще компьютерное пиратство не осуждают. По поводу музыки, фильмов и
книг большинство горожан единодушны и считают, что все это должно быть доступным и 
бесплатным…» (Л. Н. Чевтаева, 2013).

Может ли бесплатное для пользователя быть качественным? Да, но только в том случае, когда 
это финансируется за счет госзаказа, грантов, благотворительности, добровольного труда 
авторов. В противном случае происходит переход в нелегальную «пиратскую» плоскость, что 
критично в развитии отечественного высшего образования.

Академическая кибер-этика пока остается на крайне низком уровне. Мы начали серию 
вебинаров для студентов и столкнулись с необходимостью объяснять, почему пиратский 
контент уступает легальному. Если даже многие профессиональные преподаватели не 
останавливаются перед пиратством и плагиатом, то правосознание студенчества еще ниже.

В ходе оживленной дискуссии удалось определить ключевые аргументы в защиту прав авторов.

Аргумент 1. Это незаконно и не соответствует академической этике. Воровать плохо. 
Сейчас многие вузы борются с плагиатом в студенческих работах. Но плагиат – брат-близнец 
пиратства. Не стоит думать, что привыкший к нелегальному чтению студент будет сдерживать 
себя в скачивании чужих рефератов и в банальном списывании. А это неизбежно отразится на 
полученных знаниях.
Эту логику подтверждает специальное исследование НИУ ВШЭ (Н. Малошонок, 2016): 
скачивание из интернета связано с невыполнением учебных требований, низкой 
посещаемостью лекций и малой вовлеченностью в дискуссии на семинарах.

Аргумент 2. Пиратство делает дороже каждую легальную книгу. Опытные коммерческие 
издатели прогнозируют ущерб от пиратства и закладывают его в себестоимость легального 
продукта. В странах, где поставлены барьеры пиратству, книги и их электронные копии 
обходятся читателям значительно дешевле.
При этом стоит понимать, что удорожание контента не только уменьшает его доступность, 
но также и сокращает книгоиздание в целом. Поясню свою мысль. Уменьшение продаж 
приводит к выживанию лишь самых крупных и эффективных издательств, тогда как 
профильные издатели просто уходят из бизнеса, что лишает возможности получать знания по 
целым отраслям.
К тому же сокращающееся авторское вознаграждение лишает нас тех книг, которые авторы 
могли бы написать, но так и не написали. В беседах многие выдающиеся ученые говорили мне 
напрямую: «Мое время стоит денег, очень жаль студентов, я не могу себе позволить роскошь
 писать учебники». Покупая легальный контент, вы «голосуете» своими деньгами и в том числе 
стимулируете появление лучших книг.

Аргумент 3. Скачанные книги обладают меньшей функциональностью. Сегодня 
электронный учебник – это не просто скан печатной книги, но также целый набор 
дополнительных опций. Стоит назвать различные системы рубрикации и поиска информации, 
активные гиперссылки и переклички с другими учебниками, элементы мультимедиа. 
Обращаясь к пиратам, вы сознательно лишаетесь всех этих возможностей.

Аргумент 4. У пиратов нет последних версий. Несмотря на устойчивые заблуждения, 
сегодня учебники устаревают довольно быстро. Самое очевидное – законодательная база 
меняется не реже, чем раз в полгода. Статистика и социологические опросы устаревают 
ежегодно. Программное обеспечение – с выходом новой версии. Поэтому учиться по пиратским 
учебникам означает получать вчерашнее знание, которое уже сильно отстало от реальной 
профессиональной практики.

Аргумент 5. Скачивание может привести к кибермошенничествам. Многие пиратские 
сайты пользуются доверчивостью посетителей. Для скачивания текста требуется отправить 
смс на короткий номер. При этом либо с телефона напрямую списываются определенные 
средства, либо абонент подключается к дорогостоящей платной подписке. Зачастую 
пользователь не в курсе происходящего и узнает о мошенничестве только по счетам телефонной 
компании. Требовать же возврата средств с портала, зарегистрированного где-нибудь в 
Восточной Африке, практически нереально. В результате посетитель пиратского сайта тратит 
на необходимый контент суммы, кратно превышающие стоимость легального приобретения.
Есть и многие другие, более изощренные схемы обмана (с банковскими картами, с 
неотменяемой подпиской на спам и порнографию, со скрытой загрузкой компьютерных вирусов 
и др.), поэтому скачивание пиратского контента превращается в рискованную игру.

Аргумент 6. Сканированные копии обычно труднее читать. Если вы закоренелый пират, то 
часто сталкивались с отсканированными копиями ужасного качества либо с неряшливо 
распознанным электронным текстом. Перевод печатного контента в электронную форму 
требует дорогостоящего профессионального оборудования и квалифицированного редактора. 
С этим справляются крупнейшие издатели и гиганты вроде Googlе или Российской 
государственной библиотеки. Ожидать, что корявые фотографии на смартфон помогут 
учиться – по меньшей мере наивно.

Аргумент 7. Сейчас много легального доступного контента! Возможно, лет 10 назад 
легально читать нужный учебник в Рунете было практически невозможно. Но сегодня есть 
быстро развивающийся рынок электронных библиотек. Как правило, вуз подключает две-три 
ЭБС, но многие студенты просто не в курсе доступных коллекций. Кроме ЭБС сейчас есть и 
другие удобные сервисы: можно закачать электронный контент в свой гаджет через ЛитРес и 
аналогичные порталы, можно заказать книгу курьером на дом через любой интернет-магазин, 
можно читать классику на сайтах РГБ и РНБ. В принципе достаточно одного вводного занятия 
на первом курсе (например, при изучении информатики), чтобы научить студентов быстро и 
грамотно ориентироваться в доступных им ресурсах. Если подобные занятия проводить 
ежегодно на регулярной основе, то практика пиратства уйдет в прошлое.

***
Мы провели опрос посетивших вебинары студентов до и после обсуждения кибер-этики. 
В среднем количество убежденных пиратов уменьшилось почти вдвое, с 72% до 44%. Это 
означает, что даже короткий разговор на эту тему может значительно повысить правосознание 
студентов. Хочу обратиться к университетским администраторам и библиотекарям: в интересах 
развития высшего образования тему кибер-этического поведения стоит обсуждать регулярно. 
Будем рады работать над этим сообща.

Заместитель главного редактора издательства «ЮРАЙТ»,
кандидат исторических наук Александр Сафонов

14 октября 2016

Комментариев нет:

Отправить комментарий