В последнее время проблема
авторских прав стала
одной из ключевых тем развития
книжного рынка в целом и
учебного книгоиздания в частности.
Однако наши читатели – студенты –
как правило, ничего не знают
про интеллектуальную собственность и
стремятся находить и получать
информацию максимально простым и быстрым способом.
авторских прав стала
одной из ключевых тем развития
книжного рынка в целом и
учебного книгоиздания в частности.
Однако наши читатели – студенты –
как правило, ничего не знают
про интеллектуальную собственность и
стремятся находить и получать
информацию максимально простым и быстрым способом.
Размер проблемы демонстрируют многочисленные социологические опросы.
Так, «на вопрос «Скачиваете ли Вы сами пиратскую (бесплатную) продукцию в Интернете?»
признались в скачивании «время от времени» 42% опрошенных. Постоянно скачивают
пиратскую продукцию 39% респондентов. 13% респондентов признались, что они скачивают
заведомо пиратскую продукцию из сети Интернет только тогда, когда нет легальной
возможности достать что-то. И лишь 3,7% респондентов заявили о том, что никогда не
скачивали пиратской продукции из сети Интернет» (Д. С. Мартьянов, 2013). «53% читателей,
принявших участие в опросе по этой теме, признались, что скачивают пиратский контент из
Интернета и вообще компьютерное пиратство не осуждают. По поводу музыки, фильмов и
книг большинство горожан единодушны и считают, что все это должно быть доступным и
бесплатным…» (Л. Н. Чевтаева, 2013).
Так, «на вопрос «Скачиваете ли Вы сами пиратскую (бесплатную) продукцию в Интернете?»
признались в скачивании «время от времени» 42% опрошенных. Постоянно скачивают
пиратскую продукцию 39% респондентов. 13% респондентов признались, что они скачивают
заведомо пиратскую продукцию из сети Интернет только тогда, когда нет легальной
возможности достать что-то. И лишь 3,7% респондентов заявили о том, что никогда не
скачивали пиратской продукции из сети Интернет» (Д. С. Мартьянов, 2013). «53% читателей,
принявших участие в опросе по этой теме, признались, что скачивают пиратский контент из
Интернета и вообще компьютерное пиратство не осуждают. По поводу музыки, фильмов и
книг большинство горожан единодушны и считают, что все это должно быть доступным и
бесплатным…» (Л. Н. Чевтаева, 2013).
Может ли бесплатное для пользователя быть качественным? Да, но только в том случае, когда
это финансируется за счет госзаказа, грантов, благотворительности, добровольного труда
авторов. В противном случае происходит переход в нелегальную «пиратскую» плоскость, что
критично в развитии отечественного высшего образования.
это финансируется за счет госзаказа, грантов, благотворительности, добровольного труда
авторов. В противном случае происходит переход в нелегальную «пиратскую» плоскость, что
критично в развитии отечественного высшего образования.
Академическая кибер-этика пока остается на крайне низком уровне. Мы начали серию
вебинаров для студентов и столкнулись с необходимостью объяснять, почему пиратский
контент уступает легальному. Если даже многие профессиональные преподаватели не
останавливаются перед пиратством и плагиатом, то правосознание студенчества еще ниже.
вебинаров для студентов и столкнулись с необходимостью объяснять, почему пиратский
контент уступает легальному. Если даже многие профессиональные преподаватели не
останавливаются перед пиратством и плагиатом, то правосознание студенчества еще ниже.
В ходе оживленной дискуссии удалось определить ключевые аргументы в защиту прав авторов.
Аргумент 1. Это незаконно и не соответствует академической этике. Воровать плохо.
Сейчас многие вузы борются с плагиатом в студенческих работах. Но плагиат – брат-близнец
пиратства. Не стоит думать, что привыкший к нелегальному чтению студент будет сдерживать
себя в скачивании чужих рефератов и в банальном списывании. А это неизбежно отразится на
полученных знаниях.
Сейчас многие вузы борются с плагиатом в студенческих работах. Но плагиат – брат-близнец
пиратства. Не стоит думать, что привыкший к нелегальному чтению студент будет сдерживать
себя в скачивании чужих рефератов и в банальном списывании. А это неизбежно отразится на
полученных знаниях.
Эту логику подтверждает специальное исследование НИУ ВШЭ (Н. Малошонок, 2016):
скачивание из интернета связано с невыполнением учебных требований, низкой
посещаемостью лекций и малой вовлеченностью в дискуссии на семинарах.
скачивание из интернета связано с невыполнением учебных требований, низкой
посещаемостью лекций и малой вовлеченностью в дискуссии на семинарах.
Аргумент 2. Пиратство делает дороже каждую легальную книгу. Опытные коммерческие
издатели прогнозируют ущерб от пиратства и закладывают его в себестоимость легального
продукта. В странах, где поставлены барьеры пиратству, книги и их электронные копии
обходятся читателям значительно дешевле.
издатели прогнозируют ущерб от пиратства и закладывают его в себестоимость легального
продукта. В странах, где поставлены барьеры пиратству, книги и их электронные копии
обходятся читателям значительно дешевле.
При этом стоит понимать, что удорожание контента не только уменьшает его доступность,
но также и сокращает книгоиздание в целом. Поясню свою мысль. Уменьшение продаж
приводит к выживанию лишь самых крупных и эффективных издательств, тогда как
профильные издатели просто уходят из бизнеса, что лишает возможности получать знания по
целым отраслям.
но также и сокращает книгоиздание в целом. Поясню свою мысль. Уменьшение продаж
приводит к выживанию лишь самых крупных и эффективных издательств, тогда как
профильные издатели просто уходят из бизнеса, что лишает возможности получать знания по
целым отраслям.
К тому же сокращающееся авторское вознаграждение лишает нас тех книг, которые авторы
могли бы написать, но так и не написали. В беседах многие выдающиеся ученые говорили мне
напрямую: «Мое время стоит денег, очень жаль студентов, я не могу себе позволить роскошь
писать учебники». Покупая легальный контент, вы «голосуете» своими деньгами и в том числе
стимулируете появление лучших книг.
могли бы написать, но так и не написали. В беседах многие выдающиеся ученые говорили мне
напрямую: «Мое время стоит денег, очень жаль студентов, я не могу себе позволить роскошь
писать учебники». Покупая легальный контент, вы «голосуете» своими деньгами и в том числе
стимулируете появление лучших книг.
Аргумент 3. Скачанные книги обладают меньшей функциональностью. Сегодня
электронный учебник – это не просто скан печатной книги, но также целый набор
дополнительных опций. Стоит назвать различные системы рубрикации и поиска информации,
активные гиперссылки и переклички с другими учебниками, элементы мультимедиа.
Обращаясь к пиратам, вы сознательно лишаетесь всех этих возможностей.
электронный учебник – это не просто скан печатной книги, но также целый набор
дополнительных опций. Стоит назвать различные системы рубрикации и поиска информации,
активные гиперссылки и переклички с другими учебниками, элементы мультимедиа.
Обращаясь к пиратам, вы сознательно лишаетесь всех этих возможностей.
Аргумент 4. У пиратов нет последних версий. Несмотря на устойчивые заблуждения,
сегодня учебники устаревают довольно быстро. Самое очевидное – законодательная база
меняется не реже, чем раз в полгода. Статистика и социологические опросы устаревают
ежегодно. Программное обеспечение – с выходом новой версии. Поэтому учиться по пиратским
учебникам означает получать вчерашнее знание, которое уже сильно отстало от реальной
профессиональной практики.
сегодня учебники устаревают довольно быстро. Самое очевидное – законодательная база
меняется не реже, чем раз в полгода. Статистика и социологические опросы устаревают
ежегодно. Программное обеспечение – с выходом новой версии. Поэтому учиться по пиратским
учебникам означает получать вчерашнее знание, которое уже сильно отстало от реальной
профессиональной практики.
Аргумент 5. Скачивание может привести к кибермошенничествам. Многие пиратские
сайты пользуются доверчивостью посетителей. Для скачивания текста требуется отправить
смс на короткий номер. При этом либо с телефона напрямую списываются определенные
средства, либо абонент подключается к дорогостоящей платной подписке. Зачастую
пользователь не в курсе происходящего и узнает о мошенничестве только по счетам телефонной
компании. Требовать же возврата средств с портала, зарегистрированного где-нибудь в
Восточной Африке, практически нереально. В результате посетитель пиратского сайта тратит
на необходимый контент суммы, кратно превышающие стоимость легального приобретения.
сайты пользуются доверчивостью посетителей. Для скачивания текста требуется отправить
смс на короткий номер. При этом либо с телефона напрямую списываются определенные
средства, либо абонент подключается к дорогостоящей платной подписке. Зачастую
пользователь не в курсе происходящего и узнает о мошенничестве только по счетам телефонной
компании. Требовать же возврата средств с портала, зарегистрированного где-нибудь в
Восточной Африке, практически нереально. В результате посетитель пиратского сайта тратит
на необходимый контент суммы, кратно превышающие стоимость легального приобретения.
Есть и многие другие, более изощренные схемы обмана (с банковскими картами, с
неотменяемой подпиской на спам и порнографию, со скрытой загрузкой компьютерных вирусов
и др.), поэтому скачивание пиратского контента превращается в рискованную игру.
неотменяемой подпиской на спам и порнографию, со скрытой загрузкой компьютерных вирусов
и др.), поэтому скачивание пиратского контента превращается в рискованную игру.
Аргумент 6. Сканированные копии обычно труднее читать. Если вы закоренелый пират, то
часто сталкивались с отсканированными копиями ужасного качества либо с неряшливо
распознанным электронным текстом. Перевод печатного контента в электронную форму
требует дорогостоящего профессионального оборудования и квалифицированного редактора.
С этим справляются крупнейшие издатели и гиганты вроде Googlе или Российской
государственной библиотеки. Ожидать, что корявые фотографии на смартфон помогут
учиться – по меньшей мере наивно.
часто сталкивались с отсканированными копиями ужасного качества либо с неряшливо
распознанным электронным текстом. Перевод печатного контента в электронную форму
требует дорогостоящего профессионального оборудования и квалифицированного редактора.
С этим справляются крупнейшие издатели и гиганты вроде Googlе или Российской
государственной библиотеки. Ожидать, что корявые фотографии на смартфон помогут
учиться – по меньшей мере наивно.
Аргумент 7. Сейчас много легального доступного контента! Возможно, лет 10 назад
легально читать нужный учебник в Рунете было практически невозможно. Но сегодня есть
быстро развивающийся рынок электронных библиотек. Как правило, вуз подключает две-три
ЭБС, но многие студенты просто не в курсе доступных коллекций. Кроме ЭБС сейчас есть и
другие удобные сервисы: можно закачать электронный контент в свой гаджет через ЛитРес и
аналогичные порталы, можно заказать книгу курьером на дом через любой интернет-магазин,
можно читать классику на сайтах РГБ и РНБ. В принципе достаточно одного вводного занятия
на первом курсе (например, при изучении информатики), чтобы научить студентов быстро и
грамотно ориентироваться в доступных им ресурсах. Если подобные занятия проводить
ежегодно на регулярной основе, то практика пиратства уйдет в прошлое.
легально читать нужный учебник в Рунете было практически невозможно. Но сегодня есть
быстро развивающийся рынок электронных библиотек. Как правило, вуз подключает две-три
ЭБС, но многие студенты просто не в курсе доступных коллекций. Кроме ЭБС сейчас есть и
другие удобные сервисы: можно закачать электронный контент в свой гаджет через ЛитРес и
аналогичные порталы, можно заказать книгу курьером на дом через любой интернет-магазин,
можно читать классику на сайтах РГБ и РНБ. В принципе достаточно одного вводного занятия
на первом курсе (например, при изучении информатики), чтобы научить студентов быстро и
грамотно ориентироваться в доступных им ресурсах. Если подобные занятия проводить
ежегодно на регулярной основе, то практика пиратства уйдет в прошлое.
***
Мы провели опрос посетивших вебинары студентов до и после обсуждения кибер-этики.
В среднем количество убежденных пиратов уменьшилось почти вдвое, с 72% до 44%. Это
означает, что даже короткий разговор на эту тему может значительно повысить правосознание
студентов. Хочу обратиться к университетским администраторам и библиотекарям: в интересах
развития высшего образования тему кибер-этического поведения стоит обсуждать регулярно.
Будем рады работать над этим сообща.
В среднем количество убежденных пиратов уменьшилось почти вдвое, с 72% до 44%. Это
означает, что даже короткий разговор на эту тему может значительно повысить правосознание
студентов. Хочу обратиться к университетским администраторам и библиотекарям: в интересах
развития высшего образования тему кибер-этического поведения стоит обсуждать регулярно.
Будем рады работать над этим сообща.
кандидат исторических наук Александр Сафонов
Комментариев нет:
Отправить комментарий