МИИТ

Студент - не сундук, который требуется набить знаниями, студент - это факел, который необходимо зажечь!

воскресенье, 19 июня 2016 г.

Какие книги по менеджменту стоит прочитать непременно?

Обзор бизнес-литературы от слушателя программы MBA Александра Феденко - руководителя проекта, Нефть, газ, металлургия, угледобыча, Москва


На первой же неделе обучения в бизнес-школе стало понятно, что читать придется много, очень много. Читать я люблю, но в основном художественную литературу. Учебные издания никогда ранее, даже в период студенчества в техническом вузе, не могли захватить мое внимание на 100%. Ну не было такого, чтобы я перед сном открыл томик Бьерна Страуструпа «Язык программирования С++» и предался увлекательному чтению про объектно ориентированное программирование. А вот с учебной литературой по менеджменту совсем другое дело. Издание «Основы менеджмента» авторстваМайкла Мескона со товарищами прочно поселилось в моей читалке и убаюкивало меня пару недель увлекательными историями из жизни Ford иGeneral Motors.
Этим своим наблюдением я поделился с преподавательницей менеджмента, и она прислала мне список менеджерской литературы категории must read, такой, с которой нужно посоветоваться обязательно. Первая же книжка из этого списка произвела на меня неизгладимое впечатление. И вот уже несколько месяцев все свое свободное время я трачу на чтение бизнес-литературы. Ниже список книг в том порядке, как я их читал с моим личным (субъективным) мнением о каждой.

1. Дэн Кеннеди, «Жесткий менеджмент»

Эту книгу, так же как и фильмы Леонида Гайдая, нужно немедленно «растаскивать на цитаты». Вот несколько наиболее ярких, в той формулировке, как они мне запомнились:
«Лучшее совещание то, которого не было».
«Результат совещания обратно пропорционален количеству участников».
«Не расписывайте мне родовые схватки, покажите ребенка».
«Захромают все».
«Нанимай медленно, увольняй быстро».
«Маркетинг — господин, остальные — слуги».
Эта книга прекрасна каждой своей строчкой. Но у нее есть один серьезный недостаток: чтобы реализовать на практике все то, что в ней написано, нужно быть или собственником компании, или генеральным директором. Для менеджера среднего звена это все не более чем «увлекательное чтиво», расширяющее кругозор.

2. Максим Батырев, «45 татуировок менеджера»

Эта книга на данный момент удерживает первое место в моем личном хит-параде бизнес-литературы. Я где-то слышал, что вопросы для игры «Что? Где? Когда?» должны строиться по принципу «сложно о простом». Максиму Батыреву удалось написать целую книгу в соответствии с обратной концепцией – «просто о сложном». Что, наверняка, было весьма непросто. Важное свойство этой книги, кроме кучи умных мыслей, – это то, что она почему-то поднимает мне настроение. Наверное, именно поэтому я ее прослушал уже несколько раз. Вот несколько цитат:
«Люди будут делать, когда легче сделать, чем не сделать».
«То, что очевидно для вас, не очевидно для других».
«Учить — лечить — мочить».
«Читайте, осмысливайте. Тренируйте главную мышцу».
Список можно продолжать прямо по оглавлению книги. Там каждая глава – это мысль с примером ее реализации на практике (из собственного опыта Максима Батырева). В общем более чем достойная книга. Надеюсь, автор не ограничится только ею.

3. Ли Якокка, «Карьера менеджера»

Очень необычная книга. По стилю отличается от другой менеджерской литературы. По сути – автобиография одного из создателей Ford Mustang. Автор – достаточно эгоцентричный персонаж, безусловно одаренный с менеджерской точки зрения. Но каких-то серьезных управленческих знаний почерпнуть из книги не получится. Автор концентрируется на своих взаимоотношениях с Генри Фордом II. И иногда переходит грань допустимого: рассказ про то, как Форд злоупотреблял дорогим вином. В общем, если первые две книжки: Кеннеди и Батырева – вызвали желание побежать и сделать так, как в них написано, то эта книга вызвала обратные чувства. Что тоже полезно для понимания менеджерского искусства.

4. Джим Коллинз, «От хорошего к великому»

Методика выделения «великих» компаний среди «просто хороших», предложенная автором, мне показалась слегка надуманной. Да, у нее даже есть какое-то статистическое обоснование. Но в статистике важнейшую роль играет величина выборки и полнота факторов влияния. В противном случае выявленная закономерность может быть нерелевантной для всего поля данных. Похоже, что автор где-то что-то не учел в своих исследованиях. Иначе как объяснить попадание в когорту «великих» одного из активных участников кризиса 2008 года – компанию Fannie Mae?
Но в целом книжка хорошая, несколько раз я ссылался на нее в своих работах по курсу «Стратегический менеджмент». У этого же автора есть еще одна книга, заслуживающая пристального внимания – «Построенные навечно». Она в моем wishlist.

5. Джек Шафер, «Включаем обаяние по методике спецслужб»

Эту книгу можно классифицировать как оружие, т. е. хранить ее нужно в сейфе, а обладателям следует регулярно проходить медкомиссию и отмечаться у участкового. Серьезно, это очень толковая книжка по манипуляции людьми. Мне ее посоветовала преподаватель по менеджменту после того, как я пожаловался, что подходы из книжки Дэна Кеннеди «Жесткий менеджмент» недоступны менеджеру среднего звена. Ответ преподавателя звучал примерно так: «Менеджеру среднего звена (даже никак не связанному с продажами) просто необходимо нарабатывать навыки продаж и коммуникаций, поскольку любую идею приходится буквально продавать вышестоящим менеджерам».

6. Дэниел Гоулман, «Эмоциональный интеллект»

Этой темой я заинтересовался после того, как в бизнес-школе я прошел тест наэмоциональный интеллект и результаты этого тестирования мы обсудили вместе с карьерным коучем. Мое давнее наблюдение, что школьные оценки слабо коррелируются с успешностью людей, получило научное обоснование. Если отбросить истории про то, как у шимпанзе ковыряются в мозгах и потом бьют током, получится весьма познавательная книжка. Общее понимание принципов работы головного мозга позволяет, как мне кажется, лучше контролировать свои эмоции и диагностировать эмоции других людей. А это, по сути, и является эмоциональным интеллектом.
Если Максим Батырев в своей книжке «45 татуировок менеджера» призывает активно «тренировать главную мышцу-мозг», то в этой книжке изложена механика работы этой самой «главной мышцы». В общем книга стоит того, чтобы «напрячь свой таламус», чтобы в конечном итоге иметь представление о том, как работает «миндалевидное тело».

7. Александр Фридман, «Вы или Вас: профессиональная эксплуатация подчиненных»

Про эту книгу пошутить не получится, тут все более чем серьезно. Я ее начал читать под курс «Управление персоналом», но, если честно, она мне совсем не пригодилась. Эта книга не про персонал, а про организацию корпоративного управления в целом. Вдохновляюще звучит главный лозунг Регулярного менеджмента: «Все, что делается, — записано, все, что записано, — делается». Только жаль, что не встречал на практике компаний, где бы это было реализовано.

8. Радислав Гандапас, «Камасутра для оратора»

Очень специфическая и очень живая манера изложения. Захватывает. Что, в общем, ожидаемо от автора книги про то, как захватить внимание публики. Рекомендуется к прочтению перед подготовкой к публичному выступлению. Склоняюсь к мысли, что разумно в ежедневнике основные тезисы книги зарисовать в виде диаграммы связей (mind map). Может пригодиться на каком-нибудь совещании.

9. Айн Рэнд, «Атлант расправил плечи»

Эта книга из раздела «Перехвалили». И в бизнес-школе, и Максим Батырев, все очень рекомендовали эту книгу к прочтению. Безусловно, книга достойная, но лично я не поставил бы ее на первое место в списке must read. При прочтении сразу бросается в глаза лютая ненависть автора к коммунизму с его главной мантрой «От каждого по способностям, каждому по потребностям». И это объяснимо, учитывая биографию автора. Вот только мир точно не делится на «черное и белое», а в книжке это именно так.
Как литературное произведение книга слишком прямолинейная. К бизнес-литературе ее отнести совсем сложно. Эта книга в чистом виде философия. А я от нее ожидал совсем другого. Да и лозунг главных героев, который они периодически повторяют: «Никогда не буду жить ради другого человека и никогда не попрошу другого жить ради меня», – лично у меня не вызывает однозначного одобрения. Возможно, потому, что у меня две замечательные дочки, в то время, как ни у кого из главных героев этой книги детей нет. Впрочем, как их не было и у самой Айн Рэнд.

10. Джефф Сазерленд, «Scrum. Революционный метод управления проектами»

Эту книгу я читаю в настоящий момент. Весьма интересный подход к управлению проектами, особенно с точки зрения IT-менеджера.
Весь текст этой заметки является личным мнением ее автора и не претендует на истину ни в какой инстанции.
Опубликовано на сайте Executive.ru

Комментариев нет:

Отправить комментарий