Не все директора владеют информацией о своих реальных расходах на сотрудников. Причины
разные: руководитель не запрашивает данные, считая это делом профильных
сотрудников; бухгалтерия в силу недобросовестности предоставляет неверные
сведения.
За последние пару лет я общался с директорами
нескольких десятков компаний. На вопрос, сколько вы тратите на одного
работника, смогли ответить лишь трое. В своей компании расходы на сотрудника я
считаю два года. Поделюсь методикой подсчета расходов на сотрудников, которую
использую.
1. Прямые расходы – заработная плата сотрудника плюс налоги.
2. Косвенные затраты – содержание рабочего места плюс
вспомогательный персонал.
3. Потери – суммы, потраченные и не заработанные по
вине сотрудника, потери из-за плохой организации труда.
1.
Прямые расходы. К подобным затратам отношу:
·
оклад;
·
доплату
(районный коэффициент);
·
сверхурочные;
·
премию;
·
оплату больничного;
·
отпускные;
·
налоги.
В таблице представлен пример подсчета прямых расходов
на сотрудника исходя из МРОТ в 7500 руб. Сотруднику начислено 8625 руб. (7500 +
1125). Затраты – 3626 руб. (1898 + 440 + 250 + 17 + 1021). Расходы компании на
одного работника составили +42% (3626 : 8625).
Источник http://www.gd.ru
Теперь пересчитаем затраты исходя из суммы, которую
сотрудник получит на руки. Дело в том, что рабочие не разбираются, какие налоги
платит компания. Они способны оценить лишь то, что им выдали. Вернемся к примеру.
Сотрудник получит «чистыми» деньгами 7503 руб. (8625 руб. – 13%).
НДФЛ, удержанный с зарплаты, включим в затраты на
содержание одного работника:
Источник http://www.gd.ru
Поделим результат на сумму, выданную сотруднику на
руки. Получается, что на самом деле затраты предприятия на содержание одного
работника составляют +63% (4747 : 7503).
В пример я не включил оплату сверхурочных и
больничных. Но их лучше учитывать.
Взяв расчетный листок, вы за три минуты посчитаете
сумму реальных расходов на одного сотрудника. Кроме того, если вы
хотите привлечь какого-либо работника, то определив, сколько он будет
получать на руки, прибавьте к сумме 63%. Это прямые расходы предприятия. Теперь
посчитайте, какой минимальный размер прибыли должен приносить сотрудник.
2.
Косвенные затраты. В расчет включите две группы
расходов: на содержание сотрудника и на обслуживание его рабочего места.
1. Затраты на содержание сотрудника:
·
покупка спецодежды;
·
оформление санитарных книжек;
·
аттестация рабочих мест;
·
доставка до работы (если за счет компании).
2.
Расходы на обслуживание рабочего места:
·
зарплата бухгалтера, кадровика, инженера;
·
налоги на зарплату бухгалтера, кадровика, инженера;
·
стоимость и содержание их рабочих мест.
Косвенные расходы за
месяц поделите на число сотрудников и прибавьте полученную сумму к прямым
расходам на одного работника. Помните, что затраты на бухгалтера, кадровика,
инженера не относят к прямым. В ряде случаев их можно сократить.
3.
Потери
по вине сотрудника. Приведу три примера подобных расходов.
1. Переплата из-за плохой
организации работ. На складе пять грузчиков. Разгрузка одного вагона
занимает семь часов. При жестком контроле выяснилось, что работу реально
сделать за 3 часа 54 минуты. До проверки работники разгрузили 17 вагонов за
месяц. То есть 17 раз зарплату за полдня пятерым сотрудникам начисляли зря.
Потери составили 263,5 часа (3,1 × 5 × 17).
2. Дополнительные траты
по вине работника. Компания выявила, что за месяц время опоздания
грузчиков составило 43 часа, а время простоев – 75 часов. Итого – 118 часов при
8-часовом рабочем дне. Потери – 14,75 дня (118 : 8). Компания оплатила
грузчикам 15 дней, которые фактически не отработаны. Допустим, грузчик получает
20 тыс. руб. В денежном выражении потери составят 13 636 руб. (20 000 : 22 р.
д. × 15 р. д.).
3. Недопроизводство. Асфальтовый
завод по плану производит 40 тонн асфальта за смену. В течение месяца план не
выполнялся: пять раз на две тонны, четыре раза на одну тонну, два раза на
восемь тонн, два раза на десять тонн и один раз на одиннадцать тонн. Суммарно
недопроизводство – 61 тонна. Стоимость тонны – 2700 руб. Итого потери завода:
2700 × 61 = 164 700 руб.
Недопроизводство
негативно сказывается на бюджете компании, его нельзя восполнить. Компания не
может вычитать из зарплаты рабочего то, что не заработала по его вине.
Вывод
Я предложил одному из
заказчиков воспользоваться данным алгоритмом. Планово-экономический отдел в
течение восьми месяцев подавал директору завода такие сведения о стоимости
грузчика: от 76 до 120 руб. за час. Когда директор сам посчитал затраты,
оказалось, что реальная стоимость грузчика – 165 руб. за час. Сравнив цифру со
средней по рынку – 125 руб., директор оптимизировал расходы. Это позволило
сэкономить около 100 тыс. руб. в год на одного сотрудника.
Надеюсь, мой алгоритм
мотивирует и вас подсчитать расходы на одного сотрудника и снизить издержки.
Автор Сафонов Алексей Генеральный директор компании
«Уника», Омск
Источник: сайт Генеральный директор
Комментариев нет:
Отправить комментарий